В связи с ситуацией пандемии, многие школьники вынуждены учиться дистанционно, из дома. Это означает, что ученикам необходимо выполнять задания и упражнения по разным предметам, в том числе и по русскому языку.
Задания по русскому языку имеют большое значение для развития языковых навыков и грамотности учеников. Они помогают ученикам усвоить правила русского языка, развивают навыки письма, чтения и грамотного выражения своих мыслей.
Задания по русскому языку для 5 класса включают в себя разнообразные упражнения. Например, это могут быть задания на правописание, грамматические упражнения, чтение и анализ текстов, составление синтаксических и грамматических схем, выполнение тестов и многое другое.
Основная цель заданий по русскому языку — закрепление и расширение знаний учащихся, а также развитие их языковых навыков. Задания помогают ученикам понять грамматические правила, освоить орфографию и пунктуацию, научиться логически мыслить и анализировать тексты. Они способствуют развитию устной и письменной речи учащихся, что является важным компонентом их образования.
Задание 1
Даны предложения. В каждом из них одно слово лишнее. Выпиши это слово.
- Наш класс состоит из девяти учеников.
- На крыше дома сидел голубь.
- Мальчик аккуратно разлил молоко на стол.
- Весна приходит после зимы и перед летом.
- В парке дети играют, качаются, катаются на велосипедах.
Ответы:
- учеников
- дома
- молоко
- перед
- дети
Задание 2
Предмет «Русский язык» является одним из важнейших в школьной программе. Умение грамотно говорить и писать на родном языке очень важно для успешного обучения и развития личности.
В рамках данного задания необходимо выполнить следующие упражнения:
- Прочитать текст и ответить на вопросы.
- Какие гласные звуки встречаются в слове «родной»?
- Какое слово является синонимом слова «важно»?
- Составить предложения, используя слова из списка:
- грамотно
- язык
- писать
- Составить таблицу с правилами написания слов с приставками «не-» и «по-«.
Задание 3
Для выполнения этого задания необходимо решить следующие задачи:
- Прочитать текст «Мой любимый писатель».
- Составить список произведений этого писателя.
- Описать свои впечатления от одного из произведений.
- Составить таблицу, где в первом столбце перечислены имена писателей, а во втором столбце указаны их самые известные произведения.
После выполнения задания предлагается:
- Поделиться своими впечатлениями от произведений писателей с одноклассниками.
- Провести обсуждение, какое произведение лучше всего понравилось и почему.
- Зарегистрироваться на литературном сайте и написать рецензию на одно из произведений писателей.
Задание поможет расширить кругозор, развить навыки анализа и критического мышления, а также познакомиться с разными произведениями писателей.
Задание 4
Для выполнения данного задания необходимо заполнить таблицу, рассматривая и анализируя предложения.
Предложение 1: Утро доброе. Пожалуйста, пройдите в зал.
Тип предложения | Вид предложения | Цель высказывания |
---|---|---|
Побуждающее | Эмоционально-окрасочное | Обратить внимание на утро и пригласить пройти в зал |
Предложение 2: Вчера вечером я увидел красивую звезду.
Тип предложения | Вид предложения | Цель высказывания |
---|---|---|
Рассказывающее | Описательное | Рассказать о восприятии красивой звезды вчера вечером |
Предложение 3: Жаркое лето закончилось, наступила осень.
Тип предложения | Вид предложения | Цель высказывания |
---|---|---|
Утвердительное | Определение | Сообщить о наступлении осени |
Предложение 4: Вчера мы посетили музей, где увидели много интересных картин.
Тип предложения | Вид предложения | Цель высказывания |
---|---|---|
Рассказывающее | Изъявительное | Рассказать о посещении музея и увиденных интересных картинах |
Предложение 5: Пожалуйста, откройте окно, чтобы проветрить комнату.
Тип предложения | Вид предложения | Цель высказывания |
---|---|---|
Побуждающее | Приказательное | Попросить открыть окно для проветривания комнаты |
Задание 5
Тема: Сравнительные степени прилагательных
1. Ответь на вопросы:
- Что такое сравнительные степени прилагательных?
- Как образуются сравнительные степени прилагательных?
- Как изменяется слово при образовании сравнительной степени?
2. Дополни таблицу, образуя сравнительные степени прилагательных:
Прилагательное | Сравнительная степень |
---|---|
хороший | |
большой | |
длинный |
3. Построй предложения, используя сравнительные степени прилагательных из таблицы.
- Мой новый рюкзак легче пятиклассных учебников.
- Солнечный день теплее прошлой недели.
4. Придумай свои предложения с использованием сравнительных степеней прилагательных.
- Мой старый велосипед быстрее нового.
- Моя кошка ленивее всех кошек в подъезде.
Задание 6
В этом задании тебе нужно продолжить тренироваться в чтении и понимании текстов на русском языке. Тебе предлагается несколько кратких текстов, после каждого из которых поставлены вопросы. Прочитай текст внимательно и ответь на вопросы, выбрав правильный вариант ответа.
Текст 1:
В этом году школьный футбольный клуб провел 10 матчей. Они выиграли 7 матчей, сыграли вничью 2 матча и проиграли 1 матч. Капитан команды забил 8 голов в этом сезоне, а его товарищи по команде забили еще 12 голов.
- Сколько всего матчей сыграл школьный футбольный клуб?
- Сколько игр закончилось вничью?
- Сколько голов забили все игроки школьной команды в этом сезоне?
Текст 2:
Вчера школьные друзья, Аня и Катя, пошли в парк. Рядом с озером они увидели большой праздничный шатер. В шатре проходила ярмарка, на которой было представлено множество разных игр и развлечений. Девочки решили поиграть в бейсбол и сразу же подошли к бейсбольному стенду.
- Что девочки увидели рядом с озером?
- Что проходило в шатре?
- Какую игру девочки решили поиграть?
Текст 3:
Моя семья и я собрались в поездку на море. Мы взяли все необходимое: купальники, полотенца, солнцезащитный крем и палатку для ночевки. На море мы плавали, играли в песке, загорали и тусовались на вечерних дискотеках. У нас было очень весело!
- Куда собралась моя семья и я?
- Что мы взяли с собой на поездку?
- Что мы делали на море?
Задание 7
Ваше задание — составить таблицу сравнения между императорами и королями. В таблице должны быть отображены следующие данные:
- Имя
- Государственное устройство
- Срок правления
- Основные реформы и достижения
Для каждого императора или короля создайте отдельный ряд таблицы и заполните каждую ячейку соответствующей информацией.
В данной таблице необходимо сравнить и выделить основные различия и сходства между императорами и королями. Обратите внимание на их политическую власть, продолжительность правления и значимые реформы, которые они провели. При составлении таблицы учитывайте как позитивные, так и негативные аспекты их правления.
Задание 8
Данное задание представляет собой таблицу, где в первом столбце указаны слова, а во втором столбце — их значения.
Слово | Значение |
---|---|
Антоним | слово или выражение с противоположным значением другого слова или выражения |
Гипоним | слово, имеющее более узкое значение в сравнении со словом-гиперонимом |
Гипероним | слово, имеющее более широкое значение в сравнении со словом-гипонимом |
Синоним | слово или выражение с сходным значением другого слова или выражения |
Антоними́я | явление противостояния, дополняющего друг друга в определенной паре слов |
Антонимы, синонимы, гипонимы и гиперонимы — это специальные лексические отношения между словами, которые помогают расширить словарный запас и улучшить понимание языка.
Задание 9
Составь таблицу сравнения:
Животное | Страна обитания | Особенности |
---|---|---|
Лев | Африка | Король зверей |
Тигр | Азия | Большие размеры и полосатый окрас |
Слон | Африка, Азия | Большой и сильный, обладает хоботом |
Крокодил | Африка, Азия, Австралия, Америка | Длинный рот и острые зубы |
Сравнение особенностей животных:
- Лев — король зверей.
- Тигр — имеет большие размеры и полосатый окрас.
- Слон — большой и сильный, обладает хоботом.
- Крокодил — имеет длинный рот и острые зубы.
Отличия животных по странам обитания:
- Лев обитает в Африке.
- Тигр обитает в Азии.
- Слон обитает в Африке и Азии.
- Крокодил обитает в Африке, Азии, Австралии и Америке.
Задание 10
Данное задание состоит из нескольких задач, поэтому пронумеруем их:
- Составьте основное предложение по плану ниже. Записывайте слова слитно.
- План: Хорошо когда семья сильная. В ней есть мама, папа, брат и сестра.
- Разделите следующие предложения на простые и составные:
- Вчера я был на прогулке, увидел красивую птицу.
- Когда зима заканчивается, начинается весна.
- Мы с друзьями пойдем в кино и потом в кафе.
- Замените слова с синонимами и составьте предложения.
- Слово: город — синонимы: городок, мегаполис, столица
- Слово: занятие — синонимы: урок, занятие, задание
- Сколько времени вы потратили на выполнение этого задания?
№ | Задача | Время, мин |
---|---|---|
1 | Составить основное предложение | 10 |
2 | Разделить предложения | 15 |
3 | Замена слов | 8 |
4 | Подсчет времени | *записать время* |
Примечание: Задание выполняется на отдельном листе бумаги или в тетради, а результаты ответов заполняются в таблицу выше.
Задание 11
Раздел для выполнения задания:
1. Поставьте слова в скобках в правильный род:
- стран (нация)
- деревьев (лес)
- коллег (преподаватель)
2. Напишите существительные во множественном числе:
- книга
- рукав
- стол
3. Запишите глаголы в прошедшем времени:
- бежать
- прыгать
- плавать
4. Заполните таблицу:
Фамилия | Имя | Возраст |
---|---|---|
Иванов | Иван | 12 |
Петрова | Анна | 11 |
Сидоров | Максим | 13 |
Задание 12
1. Прочитай текст:
Однажды два таксиста спорили, кому больше платят клиенты. Один из них сказал:
— Вчера у меня был клиент, который дал 500 рублей за поездку!
На это второй ответил:
— Да ладно! А у меня вчера был клиент, который дал 1000 рублей!
2. Запомни выделенные слова:
- спорили
- платят
- клиенты
- поездку
- клиент
- дал
3. Найди в тексте предложение, в котором:
- есть слова из пункта 2;
- сказал второй таксист;
- сказал второй таксист вчера;
- есть две цифры — 500 и 1000.
4. Заполни таблицу, перечислив найденные предложения в колонку «Найденное предложение», а в колонку «Причина» запиши, почему именно это предложение соответствует указанным условиям.
Таблица:
Найденное предложение | Причина |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
Задание 13
Добрый день, дорогие ученики! Сегодня мы продолжим работу с текстами. Ваше задание — выполнить следующие упражнения:
- Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Как называется текст?
- О чем рассказывает текст?
- Какие мысли вы хотите выразить, прочитав текст?
- Перечислите прилагательные из текста и определите их род, число и падеж.
- Составьте список ключевых слов по содержанию текста.
- Составьте таблицу с двумя столбцами: слово и значение. Запишите в таблицу все слова, которые вы не знаете или не понимаете значение.
Удачи в выполнении задания!
Задание 14
Для выполнения задания прочитайте текст:
Дерево дружбы
Когда-то жили-были в лесу три олененка: Тоничек, Ванечек и Усачок. Всё у них было в порядке, пока на грабли не наступили. Они веселились вечно и отрывисто бегали. Аж вот однажды будут они играть на полянке:
— На ладонь! — говорит Ванечек.
— Эк облень был дворник, — говорит Тоничек.
— И везде натыкивался да на грабли натыкивался, — говорит Усачок.
— Прямо насмехается, — говорит Тоничек.
— Давайте, — говорит Ванечек,— будем три года темнеть на дорожке, — говорит он. — И пусть сползут грабли с глаз. Тогда и остановятся. Ха!
— Ха! — говорит Тоничек,
— Ха! — говорит Усачок.
И стали они темнеть на дорожке, азкой на поиском. Просидели годятся, два годятся, три годятся. Да-да, и в городе стали жить. Ходили по бывалым дворам, ищут граблей и наши друзья-оленята.
Аж раз увидели они в тени деревце, клеветные наноски ноздриловые у деревца отдыхали. На одной ноге балансировались да смеялись. И ни за что помощи не желали.
— Грабли разобрали, — говорит Тоничек.
— И побежали на память, — говорит Усачок.
Судьба нахмурилась на оленят. Вот кому и будем им нравиться?
— Ну, — говорит пристают к оленятам песней, — вам не сдается? Разве ноты вы бы умели играть, так и заветы мы бы поправили.
— Ладно, — говорит Усачок, — пацаны, нам надо искать дерево дружбы. Только где его искать — не знаю.
Да отчего же легко. Позвали они к побегу так для друзей Глебочку вороненка. Побежал Глебочка, аж нашел деревце в лесу:
— Вот оно, — говорит Глебочка, — деревце дружбы. На то оно и дружба, да оно все забудет. Зато вот юристов и адвокатов свернем — они же получше дружат, а здесь так дружить иногда бывает.
Так и сделали. Вот крепится дружба у ребят, и больше разминаться не собирается.
Когда Дерево Дружбы доросло, то на его ветках распустились красивые цветы. Из них потом стали расти волшебные пушистики, которые случайно задели туфельку Милочки Белочки. Милочке от этого пушистика стало весело. И она решила все свои проблемы со своим другом. И Дерево Дружбы решило все свои проблемы…
Из Дерева Дружбы растут счастливые люди!
Задание:
1. Из выложенного текста составь список фразологизмов. Укажи их значения. Приведи пример использования фразологизмов в предложениях.
- Жить по старой памяти — жить по старым привычкам, по прошлым воспоминаниям. Пример: Он никак не может привыкнуть к новым условиям и всегда живет по старой памяти.
- Разве ноты вы бы умели играть? — использовать сложные, непонятные, ненужные слова. Пример: Учитель задал вопрос, но я не смог ответить, потому что она спрашивала разве ноты вы бы умели играть?
- Идти в ногу с веком — быть в курсе современных событий, моды, тенденций. Пример: Наш класс всегда идет в ногу с веком, мы знаем все новые тренды и события.
- Искать дерево дружбы — искать и находить настоящих и верных друзей. Пример: Я всегда мечтал об истинных друзьях, и теперь я наконец-то нашел свое дерево дружбы.
2. В тексте есть описание, выпиши его.
3. Создай таблицу, в которой укажи: название глаголов в тексте и их функцию (личное, безличное, возвратное/возвратное в себя).
Глагол | Функция |
---|---|
Жили | Личное |
Были | Личное |
Наступили | Личное |
Веселились | Личное |
Бегали | Личное |
Играть | Личное |
Говорить | Личное |
Темнеть | Личное |
Просидели | Личное |
Жить | Личное |
Ходили | Личное |
Искать | Личное |
Разве | Безличное |
Будет | Личное |
Забудет | Личное |
Решила | Личное |
Задание 15
Разберите предложения на составные части и определите виды подлежащих и сказуемых.
- Солнце светит ярко.
- Дети играют в парке.
- Мама готовит обед.
- Ученики учатся в школе.
- Собака бежит по улице.
Для каждого предложения запишите таблицу:
Предложение | Вид подлежащего | Вид сказуемого |
---|---|---|
1 | Единственное | Действительное |
2 | Множественное | Действительное |
3 | Единственное | Действительное |
4 | Множественное | Действительное |
5 | Единственное | Действительное |
Подлежащее и сказуемое в предложениях:
- Солнце — вид подлежащего: единственное; светит — вид сказуемого: действительное.
- Дети — вид подлежащего: множественное; играют — вид сказуемого: действительное.
- Мама — вид подлежащего: единственное; готовит — вид сказуемого: действительное.
- Ученики — вид подлежащего: множественное; учатся — вид сказуемого: действительное.
- Собака — вид подлежащего: единственное; бежит — вид сказуемого: действительное.
Задание 16
В данном задании необходимо выполнить следующие задачи:
- Составить таблицу умножения чисел от 1 до 10.
- Написать список из нескольких слов, где каждое слово будет выделено жирным шрифтом.
- Сделать список дел на сегодня. Использовать маркированный список.
- Выделить одно из дел на сегодня курсивом.
Результат выполнения задания:
Умножение | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 * 1 = 1 | 1 * 2 = 2 | 1 * 3 = 3 | 1 * 4 = 4 | 1 * 5 = 5 | 1 * 6 = 6 | 1 * 7 = 7 | 1 * 8 = 8 | 1 * 9 = 9 | 1 * 10 = 10 |
2 * 1 = 2 | 2 * 2 = 4 | 2 * 3 = 6 | 2 * 4 = 8 | 2 * 5 = 10 | 2 * 6 = 12 | 2 * 7 = 14 | 2 * 8 = 16 | 2 * 9 = 18 | 2 * 10 = 20 |
3 * 1 = 3 | 3 * 2 = 6 | 3 * 3 = 9 | 3 * 4 = 12 | 3 * 5 = 15 | 3 * 6 = 18 | 3 * 7 = 21 | 3 * 8 = 24 | 3 * 9 = 27 | 3 * 10 = 30 |
4 * 1 = 4 | 4 * 2 = 8 | 4 * 3 = 12 | 4 * 4 = 16 | 4 * 5 = 20 | 4 * 6 = 24 | 4 * 7 = 28 | 4 * 8 = 32 | 4 * 9 = 36 | 4 * 10 = 40 |
5 * 1 = 5 | 5 * 2 = 10 | 5 * 3 = 15 | 5 * 4 = 20 | 5 * 5 = 25 | 5 * 6 = 30 | 5 * 7 = 35 | 5 * 8 = 40 | 5 * 9 = 45 | 5 * 10 = 50 |
6 * 1 = 6 | 6 * 2 = 12 | 6 * 3 = 18 | 6 * 4 = 24 | 6 * 5 = 30 | 6 * 6 = 36 | 6 * 7 = 42 | 6 * 8 = 48 | 6 * 9 = 54 | 6 * 10 = 60 |
7 * 1 = 7 | 7 * 2 = 14 | 7 * 3 = 21 | 7 * 4 = 28 | 7 * 5 = 35 | 7 * 6 = 42 | 7 * 7 = 49 | 7 * 8 = 56 | 7 * 9 = 63 | 7 * 10 = 70 |
8 * 1 = 8 | 8 * 2 = 16 | 8 * 3 = 24 | 8 * 4 = 32 | 8 * 5 = 40 | 8 * 6 = 48 | 8 * 7 = 56 | 8 * 8 = 64 | 8 * 9 = 72 | 8 * 10 = 80 |
9 * 1 = 9 | 9 * 2 = 18 | 9 * 3 = 27 | 9 * 4 = 36 | 9 * 5 = 45 | 9 * 6 = 54 | 9 * 7 = 63 | 9 * 8 = 72 | 9 * 9 = 81 | 9 * 10 = 90 |
10 * 1 = 10 | 10 * 2 = 20 | 10 * 3 = 30 | 10 * 4 = 40 | 10 * 5 = 50 | 10 * 6 = 60 | 10 * 7 = 70 | 10 * 8 = 80 | 10 * 9 = 90 | 10 * 10 = 100 |
Список слов:
- слово1
- слово2
- слово3
- слово4
Список дел на сегодня:
- Подготовиться к уроку русского языка.
- Выполнить домашнее задание по математике.
- Сделать уборку в комнате.
- Прочитать главу из книги.
Задание 17
В данном задании необходимо выполнить следующие задачи:
- Выберите из списка слова, которые являются синонимами:
- важный
- красивый
- маленький
- серьезный
- умный
- Распишите по слогам слово «белка».
- Найдите ошибки в словах и исправьте их:
- молокко
- сестра
- девачка
- мальчи
- школа
- Расставьте знаки препинания в предложении:
- Закончите предложение:
Девочка прыгай веревка широкая
Моя любимая игрушка —
Задание 18
Тема: Проект «Моя семья».
Цель задания: Познакомить учащихся с основами составления проекта. Развивать навыки описания людей.
Описание задания:
- Выбери одного из членов своей семьи, о котором хочешь рассказать.
- Напиши краткое описание этого человека, указав его имя, возраст и родственную связь с тобой. Также опиши некоторые интересные факты о нем: его хобби, любимые предметы в школе и т.д.
- Создай таблицу, в которой расположи все описания своих членов семьи.
- Подумай над тем, как можно украсить таблицу: добавь цветные фоновые ячейки, увеличь шрифт заголовков.
- Представь проект классу. Расскажи о своей семье, продемонстрируй таблицу и поделись интересными фактами о каждом члене семьи.
Пример:
Имя | Возраст | Родственная связь | Хобби | Любимый предмет в школе |
---|---|---|---|---|
Анна | 10 лет | Сестра | Рисование | Математика |
Иван | 7 лет | Брат | Футбол | Физкультура |
Задание 19
Дорогой друг!
Ты уже на полпути к завершению нашего курса по русскому языку. Сегодня мы предлагаем тебе выполнить следующие задания:
- Прочитай текст «Ёжик и Медвежонок».
- Составь аннотацию к прочитанному тексту. Запиши ее.
- Напиши пять предложений, используя слова из текста.
- Составь перечень слов, которые тебе понравились в тексте, и запиши их.
- Найди в тексте глаголы, выдели их и запиши их.
Удачи в выполнении заданий!
Задание 20
Дает и берет слово
- Предложи два вопроса для подробного изложения о булочной.
- Подбери к каждому предложению вопрос.
А давайте теперь совершим настоящее путешествие по булочной.
Вопросы:
- Какие булочки готовят в булочной?
- Какие еще продукты продают в булочной?
Найди в тексте заголовки. Какие эмоции выражены в заголовках?
Заголовок | Эмоции |
---|---|
Дает и берет слово | Активность, обмен |
А давайте теперь совершим настоящее путешествие по булочной | Интерес, радость |